Энциклопедия "Мой Курск"


А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 
ГУРЕВИЧ, Михаил Иосифович [31.XII.1892(12.I.1893) - 21.XI.1976] - инженер-авиаконструктор, изобретатель, доктор технических наук. Род. в с. Рубанщине Суджанского уезда Курской губернии в семье механика-наладчика оборудования на винокуренном заводе купца Тахтамирова. Окончил Курскую мужскую гимназию с серебряной медалью, затем учился на механическом факультете Харьковского университета, но через год был изгнан оттуда за участие в антиправительственных выступлениях. Затем Г. продолжает учёбу в университете г. Монпелье (Франция) и после перерыва, связанного с 1-й мировой войной, в 1917 вновь поступает в Харьковский ун-т, который с перерывами, вызванными гражданской войной, заканчивает лишь в 1925. Темой его дипломного проекта стал "Пассажирский самолет".
   В 1929 в поисках работы Г. переехал в Москву и поступил в конструкторских бюро П. Ришара, которого советское правительство пригласило для создания первых советских гидросамолётов. Свободно владея английским, немецким, французским, итальянским и латинским языками, Г. блестяще сдал Ришару "вступительный экзамен" на французском языке. После отъезда Ришара на родину Г. выполняет первую самостоятельную работу - проект штурмовика ТШ-3. В 1936 Г. включают в состав направляемой в США делегации советских специалистов. Он принимает участие в закупке лицензии на производство в Советском Союзе американских самолетов "Дуглас ДС-3", принимает техническую документацию и технологическое оборудование. Свою работу он выполняет на высоком уровне. Запущенный в производство "Дуглас" выпускался на советских заводах под названием Ли-2 более 20 лет. Отдельные его образцы до сих пор используются в авиации специального назначения. В 1939 правительством СССР было принято решение об организации нового авиационного конструкторского бюро, которое возглавил Артём Иванович Микоян, а Г. стал его заместителем. В этом конструкторском бюро 5 апреля 1940 был создан первый истребитель МиГ-1 нового поколения, названный по первым буквам фамилий его авторов. Уже 14 апреля 1946 был успешно опробован первый реактивный истребитель МиГ-9, а в 1954, когда КБ после ухода А. И. Микояна возглавил сам Г., в серийное производство был запущен первый сверхзвуковой истребитель МиГ-19. Затем один за другим следуют всепогодные дальние истребители-перехватчики И-320, Е-150, МиГ-25. Дальний высотно-скоростной разведчик МиГ-25Р и перехватчик МиГ-25П стали последними самолетами, спроектированными и построенными под непосредственным руководством Г. Целый ряд оригинальных нестандартных решений, принятых Г., был воплощен в конструкциях МиГ-29 и Миг-31, после его ухода на заслуженный отдых в возрасте 72 лет. Наряду с созданием боевых самолетов Г. возглавил принципиально новое для авиационных конструкторов направление работ по разработке и выпуску управляемых крылатых ракет и сделал КБ "МиГ" мировым лидером в производстве оружия этого класса. Г. награждён шестью орденами Ленина, Лауреат шести Государственных премий (1941, 1947, 1948, 1949, 1952, 1953) и одной Ленинской премии (1962). Герой соц. труда (с 1957).

   Соч.: Астрономическая навигация. М., 1940. Об одной схеме струйного обтекания плоской пластинки. М. 1947. Полутело конечного сопротивления в дозвуковом потоке. М., 1947.
   Лит.: В. Руденко. Имя он своё оставил самолётам. Курская правда от 17.08.96.


На главную страницу

2008 - 2023